company logo


Тематическое планирование и разработка уроков

Конспект проведения урока биологии в 7 классе на тему: «Особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету»

Тип урока:

первичное усвоение знаний.

Цель:

ознакомить учащихся с особенностями внешнего строения птиц, связанных с полетом.

адачи:

1) сформировать у учащихся знание о внешнем строении птиц;

2) развить умения обосновывать, выявлять приспособления птиц к полету во внешнем строении;

3) развить навыки самостоятельной работы учащихся;

) выявить строение перьевого покрова в связи с выполняемыми функциями;

5)

воспитывать гуманное отношение к птицам, любовь к природе.

Оборудование

: таблицы «Внешнее строение птицы» (Приложения 1, 2), коллекция перьев, видеофрагменты о птицах, инструктивные карточки к лабораторной работе (Приложение 3).

Ход урока

1. Организационный этап. (1 мин.)

Учитель приветствует детей и настраивает их на работу.

2. Проверка знаний. (3 мин.)

Учитель проводит фронтальный опрос класса по прошлой теме «Значение пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся»:

Какое значение имеют пресмыкающиеся в природе и в жизни для человека?

От каких животных произошли рептилии?

Назовите животных, относящихся к древним ящерам. Какие из них дали начало древним птицам и млекопитающим?

Какие среды жизни освоили древние пресмыкающиеся? Почему они вымерли?

Почему гаттерию называют живым ископаемым?

3. Переход к новой теме. (2 мин.)

Учитель:

Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение - все это делает птиц чудесным украшением природы. Неслучайно многие строки в стихах Пушкина и Некрасова, а также замечательные творения художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакомы картина Соврасова « Грачи прилетели «, романсы « Жаворонок» Глинки и « Соловей» Алябьева.

Звучит стихотворение Берестова из цикла « Времена года».

Дикий голубь

Близкое порою нас не тронет,

А чужое кажется родным.

Не поймешь, хохочет или стонет

Дикий голубь голосом грудным.

Как предтеча музыки и речи,

Речи, что не выльется в слова,

Рвется голос страсти человечьей

Из груди иного существа.

Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.

( Кроток, кроток, а не приручен!)

Ходит он пружинистой походкой,

В сложенные крылья облачен.

Лучшая одежда - это крылья.

Хорошо сидит. Прочна. Легка.

Не боится, не дождя, не пыли.

И уносит нас под облака.

Вот сейчас расправит крылья голубь,

И они послушно понесут

Радужною грудью скрытый голос,

Голосом наполненный сосуд…

4. Изучение нового материала. (30 мин.)

1. Учитель показывает учащимся видеофрагмент «Птицы».

Учитель:

).Подготовьте устный ответ на вопрос: по каким внешним признакам птицы отличаются от других животных?

). Представьте свой вариант ответа классу и послушайте выступления одноклассников.

). Выполните задания:

а) указать систематическое положение голубя.

б) известна пословица: «каждая птица своим носом кормится». Так ли это?

На таблице (Приложение 1) изображены клювы голубя, цапли, удода, пеликана, фламинго, сокола и др. Объяснить, как строение клюва связано с питанием.

в) чьи это ноги? На таблице (Приложение 2) изображены ноги сокола, страуса, дятла, цапли, утки и др. Как строение ног связано с местами обитания и образом жизни птиц?

(Учащиеся работают в группе, пользуясь текстом учебника «Биология 7 класс» В.М. Константинова стр. 206-207, таблицами и др. наглядными пособиями.)

2. Учитель:

- А сейчас давайте определим черты приспособленности птиц к полёту, но только во внешнем строении.

1). Вспомните, что такое приспособленность?

). Запишите в тетради черты приспособленности птиц к полёту, которые можно выявить во внешнем строении птиц.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Новое на сайте

Другие материалы


Copyright © 2013 - Все права защищены - www.timebiology.ru