company logo


Теория вневременного Наблюдателя

Как было отмечено выше, вблизи сингулярности Вселенной квантовые процессы занимали определяющее значение. Это заставляет физиков и богословов задуматься: случаен ли наш мир или он продуман. Известным положением в квантовой теории является редукция волнового пакета - из всех возможных значений, имеющих ненулевую вероятность, с помощью акта измерения (наблюдения) выявляется определённое значение параметра микрочастицы. Волновая функция, содержащая в момент сингулярности информацию всех возможных Вселенных, также должна была редуцировать и из квантовой неопределённости дать ход истории Вселенной с определёнными характеристиками. Это подвигает богословов размышлять о Наблюдателе, который актом наблюдения мог «выявить» из ничего ту Вселенную, в которой могли бы жить такие существа, как мы.

Согласно Копенгагенской интерпретации, вне акта наблюдения не существует пространственных материальных характеристик. Нарушение неравенств Белла подтверждает мысль о том, что «дополнительные свойства квантовых объектов не "существуют" независимо от наблюдателя и возникают (или "творятся") при наблюдении».

Придерживаясь такого мнения, В.Г. Кречет пишет: «В результате воздействия сознания внешнего по отношению к Вселенной Наблюдателя (Творца Вселенной) производится "выбор" из всех возможных состояний - квазиклассической Ψ-функции, и Его творческим актом происходит редукция волнового пакета возможных Вселенных и "становление" "реальной" материальной Вселенной, имеющей классический предел эволюции».

Таким образом, по мнению некоторых мыслителей, само рождение Вселенной из квантовой неопределённости должно быть особым актом вневременного Наблюдателя.

В данной части дипломной работы были рассмотрены основные положения антропного принципа. Согласно этим положениям Вселенная представляется «идеально настроенной» для возможности возникновения жизни. «Тонкая настройка физических постоянных, - пишет Иен Барбур, - это именно то, что можно ожидать, если предположить, что жизнь и сознание были среди целей разумного и целеустремленного Бога». Однако нельзя сказать, что антропный принцип убедительно доказывает существование Бога, т.к. у атеиста всегда остаётся право признать существование мира или случайностью, или результатом действия Бога.

Физические законы мира, исследованные на устойчивость к флуктуациям космологических постоянных, говорят о поразительной неустойчивости нашего мира. Это положение делает беспочвенной идею самобытности мира.

Заключение

При изложении научной картины мира нами были представлены основные достижения естествознания в области научной космологии, квантовой теории и синергетики. В связи с ограниченным объемом дипломной работы представленный материал охватывает лишь область неживой материи.

Научная космология XX в. разрушила представления о мире как незыблемом вечном основании всякого бытия. Мир, согласно современным научным концепциям, есть динамично развивающееся целое, имеющее начало и конец.

Научное утверждение о творении «из ничего», предложенное космологией, с самого начала было принято многими богословами как подтверждение Божественного акта творения «из ничего». Оно часто использовалось ими в качестве прямого доказательства творения мира Богом. Вместе с тем, более глубокое изучение этого вопроса не даёт оснований считать богословское «ничто» в чем-то похожим на «ничто» научное. Причина в том, что учёные всегда будут стремиться дать определение научному «ничто», в то время как богословы считают философское «ничто» лежащим вне любых определений.

Перейти на страницу:
1 2 3


Новое на сайте

Другие материалы


Copyright © 2013 - Все права защищены - www.timebiology.ru