company logo


Структура науки как системы знания

Идеалы и нормы научного исследования меняются от одной исторической эпохи к другой, определяются культурой эпохи и влияют на нее. Так, например, для обоснования научного знания в эпоху Средних веков опыт не имел решающего значения, поскольку ценностные установки этого времени истинным знанием позволяли считать не проверенные на опыте знания, а те, которые освящались божественным авторитетом. Задача познания усматривалась в том, чтобы выявлять божественный план бытия мира и человека, скрытый в объектах и явлениях реальности. В Новое время эталоном обоснованности стал эксперимент, поскольку главной целью познания стало раскрытие природных свойств изучаемых объектов и получение практически полезного знания о них.

Идеалы и нормы науки задают общую схему процесса познания, определяют, как будет выглядеть научная картина мира.

До ХХ века, как отмечалось выше, не осознавалось различие между научной и философской картинами мира, и отношения между философией и наукой были запутанными. Вот почему "научные" картины мира в разные периоды истории содержали различные вненаучные компоненты. В эпоху античности естественнонаучные знания входили в единую нерасчлененную систему знания, в которой своеобразное "руководящее" положение занимала философия, - картина мира была онтологической (мир в ней объяснялся как "бытие"). В Средние века наука в западных странах выступала "служанкой богословия". Тогдашний уровень развития производства и техники не нуждался в систематическом изучении природы, стимулов для развития естествознания было мало, и картина мира оказалась теологической (мир в ней представал как грандиозное божественное творение).

В эпоху Возрождения картина мира становится натурфилософской, потому что в ней мир объясняется как природа (лат. "натура"), но умозрительно, ведь современной науки еще не было. Научная картина мира начинает вырабатываться вместе с началом формирования естествознания в ХVII веке. Поскольку среди других наук на роль лидера больше всего претендовала физика, не сразу отделившаяся от философии, то первоначально она была (как сама физика) механистической и метафизической. Когда в первой половине ХIХ в. метафизика под натиском позитивизма окончательно утратила всякий авторитет, то картина мира перестала быть метафизической и стала чисто физической, оставаясь при этом механистической.

Затем с конца ХIХ - начала ХХ вв. происходит разделение естествознания и философии, и в естествознании, где в это время лидирует электродинамика, формируется электродинамическая картина мира. Существует она недолго и в первой половине ХХ в. неклассическая физика конструирует квантово-релятивистскую картину мира. Что касается постнеклассической научной картины мира, то она считается сегодня эволюционно-синергетической, поскольку мировое целое рассматривается в ней как развивающееся и состоящее из открытых самоорганизующихся систем. Изменения научной картины мира представлены в приложении №2.

Итак, согласно современным научным взглядам на природу, все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы разных уровней внутри мирового целого.

В естественных науках выделяются два больших класса материальных систем: системы неживой природы и системы живой природы.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8


Новое на сайте

Другие материалы


Copyright © 2013 - Все права защищены - www.timebiology.ru