company logo


Религия и наука

Проблему противостояния науки и религии сегодня вряд ли можно назвать актуальной. Все "великие битвы" между ними остались в истории, и граница определилась. Преимущество на стороне науки. Но оно не абсолютно. Естественнонаучный опыт не в состоянии полностью заменить мировоззрение и вот здесь религия едва ли не на равных начинает конкурировать с естествознанием. Научная картина мира не в состоянии удовлетворить все умы. В ней много пробелов.

Знание научное и знание религиозное несовместимы, так как их познавательные установки совершенно противоположны. Можно привести много примеров, подтверждающих этот тезис. Противоположность проявляется во всём: в процедурах познания, в отношении к исследованию, к его эмпирическим и теоретическим основаниям, в трактовке истины и т.д. Но попробуем выделить наиболее простое и общее различие религии и естествознания. Полагаю, что его можно выразить следующим тезисом: в научном естествознании не существует абсолютной истины. Любая истина только результат, который преодолевается. В религии есть абсолютная истина, которая не может быть ни преодолена, ни отменена, ни при каких условиях - это Бог.

Кроме того, наука - это такая сфера деятельности, которая в силу интеллектуальной сложности не может быть делом многих. Попытка популярно представить научное мировидение также имеет свои пределы, выход за границы которых недопустим.

естественная наука гуманитарная техническая

Заключение

Итак, в качестве общего определения структуры можно выдвинуть следующее: к естествознанию относятся дисциплины, предметом исследования которых являются закономерности природы. То есть, совокупностью химических закономерностей в природе занимается химия, совокупностью физических отношений в природе занимается физика, совокупностью биологических отношений в природе занимается биология и т.д.

Естествознание есть знание, накопленное науками о природе. Содержание понятия "естествознание" определяется суммой знаний, аккумулируемых понятиями "природа" и "наука". Важно различать философский и естественнонаучный аспекты понимания природы. Это различие сводится к тому, что естествознание стремится иметь дело с природой как объектом, то есть с её более или менее удачной конструкцией, а философия стремится понять природу как таковую.

Естественные науки рассматривают природу исключительно как объект исследований, стремясь интерпретировать все происходящее точными формулами, опираться на четко сформулированные привила. Но познание природы должно быть гуманным, потому что люди сами являются частью природы и должны понимать, что любое неосторожное вмешательство может привести к неблагоприятным последствиям.

Математическое мышление строится на чисто формальных-логических системах,

пользуясь конечным арсеналом средств и без требования проверять модель на какую-то адекватность и согласованность с посторонними требованиями, та же проблема существует и у физики. В то время как гуманитарное, образное мышление видит в богатстве ассоциаций и связей аморфных образов возможность для более тонкого изучения таких проблем.

Пределом точности в естественных науках является идентификация (а = а). В гуманитарных науках точность - преодоление чуждости чужого без превращения его в чисто свое (подмены всякого рода, модернизация, неузнание чужого и т.п.).

Объект в естествознании рассматривается как состоящий из частей. Ведется анализ, изучение состава, признаков и свойств объектов. В гуманитарных же науках объект рассматривается как нечто целостностное. Основное внимание уделяется изучению сходств и различий объектов.

Не следует опасаться, что гуманитарные понятия пострадают, когда их коснутся все области науки; наоборот, можно лишь предвидеть широкое расширение сознания. Нужно приветствовать, если ученые исследуют основы нравственности с точки зрения физиологии и прочих наук, раскрывающих функции микрокосма.


Новое на сайте

Другие материалы


Copyright © 2013 - Все права защищены - www.timebiology.ru