company logo


Основные закономерности иерархии биосферы (трофические уровни

Своеобразным, единственным в своем роде, отличным и неповторяемым в других небесных телах представляется нам Лик Земли - ее изображение в Космосе, вырисовывающееся извне, со стороны, из дали бесконечных небесных пространств. В Лике Земли выявляется поверхность нашей планеты - ее биосфера, ее наружная область, отграничивающая ее от космической среды. (В.И. Вернадский).

Планета Земля, земной шар, рассматривается мной в этой работе как геологическое образование, продукт астрофизических, физических и химических процессов, протекавших на протяжении нескольких миллиардов лет.

Минералогическая эволюция на нашей планете изучена достаточно глубоко, что позволяет установить закономерности распределения вещества ее недр на различных уровнях. Имеет смысл, однако, отдельно рассмотреть сначала часть нашей планеты, связанную с процессами жизнедеятельности разнообразных существ. Впервые, это было сделано в конце ХIХ века В.В. Докучаевым, создавшим науку о почве. Почва - самостоятельное естественноисторическое тело природы, объединение приповерхностных процессов, связывающих в одно целое горные породы, рыхлые отложения, циркулирующие в них воды, произрастающие на них растения и гумусированные их остатки (плодородный перегной), населенные микроорганизмами. Взгляды Докучаева были восприняты и развиты В.И. Вернадским, создавшим в начале ХХ века учение о биосфере, раскрывающее огромную роль микроорганизмов, растений и животных в перемещении химических элементов в земной коре. Понятие биосфера шире, чем понятие почва, поскольку помимо последней включает в себя и тропосферу с прилегающей нижней стратосферой, и океаны, моря и другие водоемы, и верхние слои литосферы земного шара, и населяющие все эти области живые существа от простейших бактерий до человека - в общем все, что так или иначе связано с жизнью и продуктами жизнедеятельности.

Итак, понятие биосферы, несмотря на то что это сравнительно новый термин, является ведущим для ряда наук и ключевым в этой работе.

Интерес человека к проблемам биосферы, по-моему мнению только набирает обороты., обсуждение приняло научную основу и проблемы биосферы выделились особой актуальностью, а так же постоянной новизной, среди многочисленных биологических, экологических и других проблем.

Постоянно появляются интересные труды о биосфере российских и зарубежных представителей. Каждая работа многогранна и актуальна.

Целью реферата является определение понятия биосферы, характеристики основных её черт, структуры и закономерностей её иерархии.

Начинать исследование целесообразно с представлений о биосфере и затем анализировать закономерности её иерархии, через определение трофических уровней.

Изучение многообразия форм органического мира и закономерностей его развития не будет полным без понимания места и роли живых организмов в целом на всей планете Земля. Современная наука считает, что примерно 1 млрд. лет назад произошло разделение живых существ на два царства - животных и растений. Термин "биосфера" предложил в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 - 1914), однако его точного определения он не дал. Спустя полстолетия русский геохимик В.И. Вернадский (1863-1945) создал учение о биосфере, основные положения которого он изложил в опубликованной в 1926 г. небольшой брошюре под названием "Биосфера".В.И. Вернадский назвал биосферой оболочку Земли, основная роль в формировании которой принадлежит живым организмам. В.И. Вернадский родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет, семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е.М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е.М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.

Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Новое на сайте

Другие материалы


Copyright © 2013 - Все права защищены - www.timebiology.ru